главная страница
афинская академия
И.Трухин. Представления о характере вчера и сегодня
страницы: 1 2 3 4 5 6 7
примечания:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Это происходит не потому, что
авторы игнорируют волевые, эмоциональные,
моральные или интеллектуальные
особенности детей, а потому, что эти
особенности еще не являются достаточно
устойчивыми. Более наблюдаемыми и
практически определимыми выступают у
детей младшего и среднего школьного
возраста (к старшеклассникам при анализе
характеров можно уже подходить как ко
взрослым людям) те личностные комплексы,
которые отражают их позицию в системе “взрослый
— ребенок” и “учитель — ученик”, т.е.
такой подход более целесообразен с
педагогической, воспитательной точки
зрения.
Примером подобного рода может быть классификация
характеров подростков, осуществленная
в 1970-х годах киевским психологом В.И.Абраменко.
ИТОГОВЫЕ
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Попробуем окинуть
характерологические теории более общим
взглядом. Значительная часть более или
менее систематизированных попыток
классификации характеров связана с
выделением ведущей роли в психике
индивида волевых, эмоциональных,
моральных или интеллектуальных свойств,
что наблюдается, например, в
классификациях Платона, Аристотеля,
Рибо.
Подобный подход свойственен и психологии
здравого смысла, если попытаться
психологически оценить ее формулировки.
Мы говорим, например, “сильный характер”,
“слабый характер”, целеустремленный
человек”, имея в виду волевые качества.
При этом мы как бы оставляем в тени другие
черты: эмоциональные, моральные,
интеллектуальные. “Человек с живым
характером” — это акцент на эмоциональных
чертах характера, которые у данного
индивида выступают наиболее ярко, хотя он
может быть волевым или безвольным,
правдивым или лгуном и т.д. “Великодушный”,
“порядочный”, “принципиальный” — все
это может быть характеристикой человека,
отмечающей определяющую роль моральных
качеств. Если человека сжато
характеризуют как глубокомысленного или
мудрого, речь идет о преобладании интеллектуальных
качеств характера.
Правда, существуют характерологические
черты, которые трудно отнести к одной
группе, например, энергичность. Вряд
ли это только волевая или только
эмоциональная черта — скорее всего их
сочетание.
Подход К.Юнга, на первый взгляд,
кажется более узким и однонаправленным,
поскольку он кладет в основу
классификации два оппозиционных
эмоциональных свойства: экстраверсию и
интроверсию. Однако анализируя
чувственный, ощущающий и интуитивный
типы, мы видим, что они связаны с
представленностью в них моральных (чувствующий
тип), и интеллектуальных (интуитивный
тип) качеств. Ценной находкой стало
выделение ощущающего типа,
представителей которого (экстравертов) в
жизни очень много. А вот волевая
детерминация характера у Юнга почему-то
отсутствует.
|
|