Частная школа семейного типа с углубленным изучением креативных информационных технологий




главная страница

афинская академия

И.Трухин.
Представления о характере вчера и сегодня

 

страницы: 

1  2  3  4  5  6  7 


примечания: 

 1  2  3  4  5  6 
 7  8  9  





Лучше всего
просматривать
при разрешении
экрана 800 x 600

українська

english

francais

Это происходит не потому, что авторы игнорируют волевые, эмоциональные, моральные или интеллектуальные особенности детей, а потому, что эти особенности еще не являются достаточно устойчивыми. Более наблюдаемыми и практически определимыми выступают у детей младшего и среднего школьного возраста (к старшеклассникам при анализе характеров можно уже подходить как ко взрослым людям) те личностные комплексы, которые отражают их позицию в системе “взрослый — ребенок” и “учитель — ученик”, т.е. такой подход более целесообразен с педагогической, воспитательной точки зрения.

Примером подобного рода может быть классификация характеров подростков, осуществленная в 1970-х годах киевским психологом В.И.Абраменко.

ИТОГОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Попробуем окинуть характерологические теории более общим взглядом. Значительная часть более или менее систематизированных попыток классификации характеров связана с выделением ведущей роли в психике индивида волевых, эмоциональных, моральных или интеллектуальных свойств, что наблюдается, например, в классификациях Платона, Аристотеля, Рибо.

Подобный подход свойственен и психологии здравого смысла, если попытаться психологически оценить ее формулировки. Мы говорим, например, “сильный характер”, “слабый характер”, целеустремленный человек”, имея в виду волевые качества. При этом мы как бы оставляем в тени другие черты: эмоциональные, моральные, интеллектуальные. “Человек с живым характером” — это акцент на эмоциональных чертах характера, которые у данного индивида выступают наиболее ярко, хотя он может быть волевым или безвольным, правдивым или лгуном и т.д. “Великодушный”, “порядочный”, “принципиальный” — все это может быть характеристикой человека, отмечающей определяющую роль моральных качеств. Если человека сжато характеризуют как глубокомысленного или мудрого, речь идет о преобладании интеллектуальных качеств характера.

Правда, существуют характерологические черты, которые трудно отнести к одной группе, например, энергичность. Вряд ли это только волевая или только эмоциональная черта — скорее всего их сочетание.

Подход К.Юнга, на первый взгляд, кажется более узким и однонаправленным, поскольку он кладет в основу классификации два оппозиционных эмоциональных свойства: экстраверсию и интроверсию. Однако анализируя чувственный, ощущающий и интуитивный типы, мы видим, что они связаны с представленностью в них моральных (чувствующий тип), и интеллектуальных (интуитивный тип) качеств. Ценной находкой стало выделение ощущающего типа, представителей которого (экстравертов) в жизни очень много. А вот волевая детерминация характера у Юнга почему-то отсутствует.

     


© Частная школа Афины, Киев, 1999-2009

[email protected]

© Private school Athens, Kiev, Ukraine, 1999-2009