главная страница
афинская академия
И.Трухин. Представления о характере вчера и сегодня
страницы: 1 2 3 4 5 6 7
примечания:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лучше всего просматривать при разрешении экрана 800 x 600
|
|
Наиболее известная попытка анализа
социальных характеров принадлежит
американскому ученому Э.Фромму.
Он выделяет “плодотворную” и “неплодотворную”
ориентации характеров. Фромм считает, что неплодотворная
ориентация характера является
следствием преобладающего, типичного
влияния условий жизни современного
западного общества на индивида и что эти
условия в большей степени, чем
индивидуальные волевые и эмоциональные
особенности определяют его поведение.
Вместе с тем те же социальные условия
оставляют место и для плодотворной
ориентации, которую Фромм определяет как
“человеческую способность использовать
свои силы и реализовать заложенные в
человеке возможности”. “Плодотворность
означает, что человек воспринимает себя
как воплощение своих сил и как “творца”;
что он ощущает себя единым со своими
илами и в то же время что они не скрыты и
не отчуждены от него.”
Наиболее существенными признаками
плодотворной ориентации являются
плодотворная любовь и мышление.
Плодотворная любовь означает не только
влюбленность, но заботу и
ответственность за жизнь любимого
человека и за развитие всех его
человеческих сил. Плодотворное мышление
— это проникновение в сущность объекта
при заинтересованном к нему отношении,
уважении, целостном восприятии и
объективности.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕТСКИХ ХАРАКТЕРОВ
Характер ребенка,
по мнению большинства психологов,
начинает приобретать определенность
приблизительно к 12-летнему возрасту.
Однако его предпосылки просматриваются
уже и в самом раннем возрасте. Они
связаны с чертами темперамента,
волевыми, эмоциональными и
интеллектуальными особенностями.
Несмотря на разнообразие жизненных
условий детей, их поведение и психика
имеет много общего и характерного,
связанного с такими существенными для
детства факторами как зависимость от
старших и преобладающее
самоутверждение в учебной деятельности.
Эти обстоятельства создают особые
стереотипы поведения детей, как бы
своеобразные характеры детского
возраста, которые еще нельзя считать
стабильными и зрелыми, но которые
конечно же будут влиять на дальнейшее
становление характеров взрослых людей.
Одну из известных классификаций детских
характеров (“школьных
типов”) разработал русский педагог П.Ф.Лесгафт.
Рассматривая его типологию в свете
современных педагогических воззрений,
можно сказать, что, хотя названия типов
режут слух (“забитый”, “лицемерный”) и не употребляются
ныне, Лесгафт верно
отметил основные разновидности
семейного воспитания, которые в других
терминах анализируются и в наши дни.
Часто в попытках классификации детских
характеров последние рассматриваются
прежде всего в ситуациях ответа ребенка
на педагогические воздействия.
|
|